Николай Офитов - Ветерено (рассказ)

Николай Офитов - Ветерено (рассказ) - Газета Знамя
Николай Офитов - Ветерено (рассказ) - Газета Знамя
Фото: gazetaznamya.ru

Это веретено нашёл я в ящике стола в своём родовом доме, куда приехал понаведоваться летом. Перебирал, что в нём лежало, ставшее давно никому не нужным утилём. И вдруг вижу веретено, идеально гладкое с конической формой, правда без резьбы, каким обычно бывает веретено, сделанное специалистом-промысловиком. Я узнал его сразу. Да и как было не узнать вещь, сделанную тобой. Давно это было, когда я ходил ещё в подростках.

Боже мой! Ведь было это не в сказке, а наяву. Бабушка Дуня — мать моей мамы — обыскала весь свой низкий с жёлтыми ставнями дом в поисках веретена, которым постоянно пряла пряжу из овечьей шерсти, иногда изо льна. И вязала для нас всех тёплые вещи: носки, варежки, шарфы, кофты, свитера. Всё вязала и со вкусом. Тогда веретеном умели пользоваться все сельчане. И в этом было особое умение и искусство, обеспечивающее людей хорошо сделанной теплой одеждой, так необходимой в холодную погоду. И веретено тогда было в каждой крестьянской избе.

Что оно из себя представляло? Гладкий стержень из дерева, утолщённый в нижней части. Утолщение служило своеобразным грузом, и оно помогало прядильщице раскручивать веретено пальцем. Из заранее обработанной шерсти прядильщица вытаскивала несколько волокон, скручивала их и закрепляла на веретене.

Интересно было наблюдать за ловкими действиями прядильщиц, когда они одной рукой вытягивали волокно, а другой крутили веретено за верхний конец. Пучок волокон наматывался на него и превращался в нить. К концу этой нити пристраивались новые волокна, и веретено рукой оттягивалось дальше, и когда нить становилась очень длинной, что отвести её дальше было уже нельзя, нить наматывалась на корпус веретена. И процесс прядения начинался заново и мог продолжаться до бесконечности. Сам процесс может показаться несведующему сложным. Конечно, для прядения нужна соответствующая подготовка. Но она вовсе не сложна, и состоит из двух простых операций: скручивания нити и наматывания её на веретено.

И вот бабушка Дуня, держа в руках груду остриженной с овцы шерсти, собираясь превратить эту шерсть не то в прочную ткань и сшить из неё какую-то тёплую вещь, не то связать варежки или носки, стояла и спрашивала меня, не видел ли я веретено, которое куда-то пропало, а оно сейчас ей очень нужно. Я ответил, что не видел.

— Сейчас поищу.

— Да я всё обыскала. Ума не приложу, куда оно запропастилось? Лежало, знаю, здесь, в ящике. — И она выдвинула ящик стола. — А может, ещё куда положила.

— Возможно, и положила.

— Да всё-то и не упомнишь, Коленька. Это какую голову-то надо иметь, чтоб всё помнить. Иной раз так закрутишься с делами, что и не знаешь с чего начать.

Была бабушка Дуня (подруги называли Прасковьей) небольшого роста, худенькая, с прядью поредевших седых волос на голове. Лицо узкое, нос прямой, небольшой и острый. Глаза карие, добрые, привлекали к себе какой-то особой лучистой энергией, исходящей из этих глаз, которые, когда улыбалась, светились, словно ясное солнышко, и, находясь рядом с ней, тебе становилось теплее. Она не кричала, не спорила, не отчитывала за ту или иную шалость, а подойдёт, обнимет тебя ласково и скажет: «Ты, умница, береги себя и имя своё. Не ленись, безделье утомляет более, чем работа. И лень наша опаснее врага».

Она взглянула на ходики, висевшие на стене, и добавила, что бездельный человек похож на эти часы. И ещё будь честным и никому не завидуй. Если честность продаётся, она исчезнет. Живи своим умом. Не хвастайся. Замечай людей...

О том же самом говорила и другая моя бабушка Пелагея, и в этом они были одинаковыми и по своим убеждениям, и по манере речи, и по желанию делать добро.

Мы вновь взялись за поиски веретена, но не нашли.

— Теперь я без него, как без рук, — тихо сказала бабушка. — На рынок пойду или у соседок попрошу, может у кого-то и есть лишнее.

— Бабушка, я попробую сделать веретено.

— Нет, Коля, веретено сделать не просто. В этом деле нужно умение и навык, а ты не мастер, да и инструмент тут нужен.

— Пила, топор, нож есть у нас, а больше ничего и не надо. Постараюсь сделать, — ответил я и вышел во двор.

Долго искал нужную чурку и наткнулся на берёзовое сухое и без сучков полено. Что и требовалось для веретена. Отрезал ножовкой нужной длины брусок и стал его округлять, да нож оказался тупым. Наточил его, дело пошло лучше. Осторожно стал срезать с бруска древесную массу, и срезанная лента падала на землю ровная. Старался придать бруску коническую форму. Но тут нож вонзился в деревяшку глубже обычного, и от неё откололась щепка. И стало ясно, что нужной формы веретена уже не достигнуть.

Огорчённый, я бросил испорченный брусок на землю.

— Получается ли? — спросила, вышедшая на улицу бабушка Дуня.

— Ага, — ответил я и добавил в след уходящей бабушке, что дело мастера боится.

— Ух, какой деловой, как я погляжу, — отозвалась бабушка.

— А ты куда пошла?— спросил я.

— Да схожу к соседке, а то цельный уповод сижу, словно и дела у меня больше нет другого.

Бабушка всегда вместо промежутка времени или определенного количества часов, проведенного за тем или другим занятием, употребляла слово «уповод». И ещё она говорила, если я долго сидел за столом и писал, «ну што ты всё пишошь и пишошь, как прёдседатель».
Когда она ушла, я снова стал искать нужную древесину. Берёзовые поленья, какие попадались на глаза, были корявые, и я их отбрасывал прочь. Нашёл ровный сосновый чурбан, каким-то образом уцелевший от топки. Но мне пришлось переворошить весь двор, чтобы найти его. Конечно, берёза твёрже и слывёт лучшим материалом для веретена, а сосна помягче, но всё равно годится.

Об этом, разумеется, я узнал позже, а тогда просто искал податливый для дела материал. И он нашёлся. Поставил сосновый чурак поровнее, взмахнул топором вверх, и со всего размаха опустил на него. Тот разом разлетелся на две половины. То же самое повторил и с этими половинками, пока не получил нужной толщины полено.

Ручная работа требовала много усилий, аж жарко стало. Я осторожно, не хотелось повторять опыт с берёзовой чуркой, когда её запорол, срезал тонким слоем стружку, ведь хотелось сделать веретено таким, чтобы оно стало настоящим и удобным для прядения.

Намного позднее прочитал я, что веретено тесно связано с символикой прядения, и в ней говорится не только о шерстяных нитях, но и о человеческой жизни. Так мифы Древней Греции повествуют о трёх богинях судьбы — мойрах. Одна из них — Клото — прядёт нить судьбы, нанизывая на веретено события, происходящие в человеческой жизни. Нити человеческих судеб наматываются на веретено и в скандинавской мифологии. И ещё у древних греков веретено было атрибутом богини судьбы Ананке.

Даже знаменитый философ древности Платон писал о веретене. Стоит раскрыть его великий труд «Государство», где в представлении мудрого философа общемировое устройство следует понимать как результат действия веретена Ананке, на восьми сферах которого находятся сирены, и они своим сладкозвучным пением создают гармонию мира.

Издавна у всех народов прядением занимались женщины. На Руси, убрав урожай, девушки и женщины садились за прялки, и при свете лучины пряли веретеном нить, и делали это с охотой, пели песни, вели задушевные разговоры. И продолжалось это до Великого Поста. Не зря же русский народ сложил о пряхе песню, как она в низенькой светёлке при свете лучинного огонька сидела под окном и пряла пряжу. Молодая, красивая, с карими глазами, а на плечи ниспадала русая коса...

Занимались прядением и в Европе. Веретено присутствует в сказках Шарля Перро и братьев Гримм. У первого, принцесса укололась о веретено и заснула, у вторых — старухе вонзилась в руку заноза, когда она пряла льняную пряжу.

И пряли чаще не шерсть, а лён. Его волокна (кудель) привязывалась к верхней части прялки, и пряха вытаскивала из кудели волокна и наматывала их на веретено. То же самое делали и бабушка, и мама, когда садились за прялку.

Не сразу приходило мастерство. Потянешь волокно сильнее нужного, оно рвется, слабо потянешь — нить станет толстой и неровной. И у бабушки такое бывало, пока не стала получаться тонкая, однородная и прочная нить. По этому признаку определялось мастерство той или иной прядильщицы, которым они гордились.

Я знал, что когда у бабушки получалась из пряжи хорошая вещь, она радовалась и сияла лицом. Но напрясть веретеном нужные метры нитей требовало много труда и времени, или, как говорила она: «цельный уповод сижу, словно и дел других у меня нет больше». И потому на Руси веретеном начинали пользоваться уже семилетние девочки, чтобы помочь своим мамам и бабушкам. И передавалось это из поколения в поколение.

Долго обтачивал я свою сосновую палку, чтобы придать ей форму веретена. Особенно пришлось повозиться с нижней утолщённой частью стержня. И когда она получилась, стал осколком стекла осторожно скребсти стержень до зеркальной гладкости. И вот веретено получилось! Настоящее и нужного размера.

— Ур-ра! Ура! — закричал я от радости. — Бабушка, получилось...

Она только что вышла от соседки.

— Чё кричишь-то?

— Да сделал я! На, возьми!

— О! Какое хорошее веретено, — всплеснула она руками. — И на рынок не надо идти.

— А ты хотела?

— Теперь не пойду, цельный уповод на это тратить. Да и веретено-то хорошее, не каждый мастер такое сделает. Молодец!

Обняла и поцеловала меня в маковку. Потом долго держала веретено в руках и рассматривала его, и по лицу её я видел, что она радуется.

Вот это веретено, сделанное мной в детстве, я и извлёк из ящика старого стола в родительском доме, заглянув на родной косогор прошедшим летом. И теперь оно стало не только дорогой реликвией, но и той светлой частицей моей жизни, которая была и таковой останется.

  •  
    По теме
    Песни военных лет споют у кремля - Администрация г. Дзержинск В День Победы в Нижнем Новгороде соберутся певцы-любители со всего региона и вместе с профессиональными музыкантами исполнят известные мелодии военных лет.

    29.03.2020
      источник: Виртуальная Выкса Сегодня у нас сцене интернет-фестиваля "Выкса Театральная 2020" спектакль по пьесе американского драматурга Альберта Рамсделла Герни-младшего «Любовь на поводке».

    29.03.2020
     
    Во всем мире учреждения культуры закрываются на карантин: музеи и галереи отменяют выставки, опустели читальные залы библиотек, тишина на концертных площадках.

    29.03.2020
    Дорогие друзья, так как музей временно закрыт для посещения, наши коллекции можно увидеть на сайте Госкаталога РФ.

    28.03.2020
     
    Театр – это сама жизнь - Администрация г. Дзержинск Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро в свое время сказал: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр».

    28.03.2020
    Онлайн-трансляции экскурсий по городу и промышленным предприятиям Нижегородской области будут интересны многим   Одно из направлений общественного движения «Волонтеры культуры» Ассоциации волонтерских центров — раз

    28.03.2020
    1 апреля завершится прием заявок на участие в областном конкурсе творческих работ "Машина времени", который проводится в рамках реализации нацпроекта "Культура", утвержденного Указом Президента РФ Владимира Путина.

    27.03.2020
     
      Две недели по вторникам в ходе горячей линии начальник отделения по делам несовершеннолетних дзержинского УМВД России Светлана Комшилова отвечала на вопросы родителей и подростков - как вести себя,
    27.03.2020 Дзержинское время
    Житель Дзержинска перевел 100 тыс. рублей мошенникам, надеясь сдать квартиру в Городце.
    27.03.2020 Дзержинское время
    Песни военных лет споют у кремля - Администрация г. Дзержинск В День Победы в Нижнем Новгороде соберутся певцы-любители со всего региона и вместе с профессиональными музыкантами исполнят известные мелодии военных лет.
    Администрация г. Дзержинск
    29.03.2020
    Во всем мире учреждения культуры закрываются на карантин: музеи и галереи отменяют выставки, опустели читальные залы библиотек, тишина на концертных площадках.
    ГТРК Нижний Новгород
    29.03.2020
    Фото из архива редакции Нижегородский театр драмы предлагает посмотреть записи любимых спектаклей 27 марта в Международный день театра Нижегородский театр драмы приготовил своим поклонникам подарок — возможность посмо
    27.03.2020 Нижегородская правда
    Творческое состязание посвящено Ржевской битве и мемориалу Советскому солдату, который строится под Ржевом 21 марта 2020 года, в Международный день поэзии,
    26.03.2020 Газета Кулебакский металлист
    Лукояновский легкоатлет Виктор Мыльников (на снимке) продолжает активно участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня и всегда возвращается с наградами.
    27.03.2020 Газета Лукояновская правда
    В канун 8 Марта состоялся 8-й этап межрайонного кубка по лыжным гонкам среди районов юго-восточной зоны Нижегородской области.
    27.03.2020 Газета Знамя
    Всю неделю в центре внимания саровчан были события, так или иначе связанные с распространением коронавируса.
    29.03.2020 Саров24